Аттестация педагогических работников
2025-2026
Аттестация педагогических работников – это комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности.
Цель аттестации педагогических работников: подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационных категорий.
Задачи аттестации педагогических работников:
- Стимулирование повышения квалификации, методологической культуры, профессионального, личностного и карьерного роста педагогических работников.
- Определение необходимости дополнительного профессионального образования педагогических работников.
- Повышение эффективности и качества педагогической деятельности.
- Выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников, в том числе для организации методической помощи и наставнической деятельности в образовательной организации.
- Учёт требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций.
- Обеспечение дифференциации оплаты труда педагогических работников с учётом установленных квалификационных категорий, объёма их преподавательской (педагогической) работы либо дополнительной работы.
Основные принципы проведения аттестации: коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.
Новые правила аттестации учителей с 1 сентября 2023 года
Новый Порядок аттестации регламентируется Приказом Министерства просвещения России № 196 от 24.03.2023 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников». Он вступил в силу с 1 сентября 2023 года.
Порядок регулирует проведение аттестации в случаях, когда необходимо:
- подтвердить соответствие работника должности;
- присвоить первую и высшую категории;
- установить категорию «педагог-методист» и «педагог-наставник».
Аттестация на соответствие занимаемой должности
Новый Порядок уточняет состав аттестационной комиссии. Теперь в нее должны входить пять человек. И если раньше отсутствие в комиссии руководителя организации было рекомендацией, то теперь это обязательное правило.
Еще одно требование: в комиссию должны входить представитель профсоюза и специалисты. Это обеспечит всесторонний анализ деятельности педагоги и ее объективную оценку.
Группы лиц, которые не проходят аттестацию на соответствие:
- педагоги, которые имеют первую или высшую категории;
- молодые специалисты, которые работают в ОО менее двух лет;
- беременные и находящиеся в отпуске по беременности и родам, в декрете;
- преподаватели, которые из-за болезни отсутствовали на рабочем месте дольше четырех месяцев.
Аттестация на соответствие по-прежнему проводится один раз в пять лет.
Аттестация на первую и высшую категории
Первое изменение также касается состава аттестационной комиссии: теперь в нее входит семь человек, в том числе представитель профсоюза и специалисты.
Второе изменение заключается в новых способах подачи заявления. Теперь можно подать заявление можно через портал «Госуслуги».
Обновлен и перечень сведений, которые преподаватель должен указать в заявлении:
- уровень образования (квалификации);
- результаты профессиональной деятельности;
- имеющиеся квалификационные категории;
- должность, по которой будет проходить аттестация.
Квалификационные категории, присвоенные до вступления в силу нового Порядка, сохраняются в течение срока, на который они были присвоены.
Аттестация на квалификационные категории
«педагог-методист» и «педагог-наставник»
Цель аттестации на эти категории — выявить и использовать потенциальные возможности учителей в методической помощи и наставнической деятельности.
У процедуры есть ряд особенностей:
- Аттестацию инициирует педагог.
- К процедуре допускаются только педагоги с высшей категорией.
- Категорию устанавливают при условии, что педагог выполняет дополнительные функции, касающиеся методработы или наставничества.
- Работодатель должен представить в комиссию ходатайство с описанием методической или наставнической деятельности педагога.
Основания для присвоения категории «педагог-методист» и «педагог-наставник» |
|
Категория |
Основание для присвоения |
Педагог- методист |
Руководит методобъединением, активно участвует в методической работе школы |
Руководит разработкой программно-методического сопровождения, в том числе для реализации |
Основания для присвоения категории «педагог-методист» и «педагог-наставник» |
|
Категория |
Основание для присвоения |
инновационных образовательных программ и проектов |
|
Оказывает коллегам методическую поддержку при подготовке к профессиональным конкурсам и помогает им в профессиональном развитии |
|
Передает опыт по использованию авторских учебных и учебно-методических разработок |
|
Педагог- наставник |
Руководит практической подготовкой студентов по образовательным программам СПО, ВО |
Является наставником педработников образовательной организации, активно сопровождает их профессиональное развитие |
|
Содействует подготовке коллег, в том числе молодых специалистов, к участию в конкурсах профессионального (педагогического) мастерства |
|
Распространяет авторские подходы и методические разработки в области наставничества |
Присвоение одной из этих категорий предполагает, что педагог будет выполнять в образовательной организации дополнительные обязанности, связанные с методической работой или наставничеством. Сроки действия категорий в Порядке не указаны.
Отказ от аттестации педагогических работников
Сотрудники не могут отказаться от аттестации на соответствие. Это обязательный процесс. В случае отказа педагога решение об аттестации комиссия принимает в его отсутствие.
- Если работник не смог присутствовать на заседании комиссии по уважительной причине, процедуру переносят.
Министерство просвещения РФ дало пояснения к новому Порядку аттестации в формате «вопрос — ответ»